Лев Толстой и армянская интеллигенция В окружение писателя входили представители знатных армянских родов, со многими из которых он поддерживал личные отношения: Лазаревы, Абамелек-Лазаревы, Ахшарумовы, Арапетовы, Мансуровы, Хастатовы, Мещериновы, Сумбатовы.
Благодаря этим знакомствам и беседам с интеллигенцией Толстой испытывал большую историю к армянскому народу. Толстого интересовали вопросы, связанные с армянской культурой и религией. В «Яснополянских записках» Д. П. Маковицкий отмечает: «…Толстой спрашивал его (В.Г.Шелковникова) об армянском языке, об армянской церкви, в чем отличие от православной».
Толстой и Армянский вопрос В 1895–1896 годах весь мир был потрясён, узнав об убийствах в Турции более 300 тысяч армян. Ещё большее число их, потеряв свои дома, бежало от геноцида под защиту Русского правительства.
Лев Николаевич близко к сердцу воспринял трагедию армянского народа. О сочувствии писателя армянам свидетельствуют его ответы на письма знакомых, писавших ему о сасунской резне. Отвечая Д.А. Хилкову, Толстой писал: «Многие явления жизни тревожат меня и требуют участия в них: таково …дело армян, про которое вы пишете и про которое получаю письма…».
П.А. Сергеенко вспоминает: «Все усаживаются вокруг стола с лампой, и Лев Николаевич начинает читать о сасунских ужасах, прерывая чтение различными замечаниями, чтобы справиться с охватывающим его волнением. …Голос его, помимо его воли, спазматически сдавливается. Описание сасунских зверств производит на всех глубокое впечатление. При чтении некоторых сцен Лев Николаевич откидывается от книги и говорит с волнением: “Как это ужасно!”».
В 1897 году в Москве был издан литературно-научный сборник «Братская помощь пострадавшим в Турции армянам». На средства, полученные от реализации сборника, в Западной Армении было открыто 12 сиротских приютов.
Инициатором создания этого «спасительного» сборника стал известный публицист Григорий Аветович Джаншиев, уроженец Тифлиса. Для его создания привлекались многие выдающиеся личности того времени. Иллюстрировали книгу Иван Айвазовский и Вардгес Суренянц. Помощь оказывали Климент Тимирязев, Дмитрий Мамин-Сибиряк, Владимир Гиляровский и Лев Толстой, который в своём письме от 17 апреля 1897 года пишет Джаншиеву, что сожалеет, что не сумел принять более деятельного участия в подготовке сборника. «Очень сожалею о том, что не мог принять деятельного участия в предпринятом Вами добром деле. Господь и другие обстоятельства помешали мне докончить то, что я намеревался предложить Вам в Сборник. От всей души желаю ему успеха в достижении цели, ради которой он предпринят. С совершенным уважением остаюсь готовым на услуги Лев Толстой».
Как Льва Толстого отпевали в армянской церкви Общеизвестно, что великий писатель Лев Николаевич Толстой был отлучён от Русской Православной церкви. Но не все знают, что отпевали классика русской литературы в армянской церкви Святой Екатерины в столице империи — Санкт Петербурге.
Существует два архивных документа, согласно которым в день похорон Толстого в Армянской Апостольской Церкви Санкт-Петербурга была проведена заупокойная молитва в честь великого русского писателя.
Доклад начальника Петербургского охранного отделения полковника фон Коттена министру внутренних дел Российской империи Петру Столыпину: «….в 12 часов дня была отслужена в Армянской церкви панихида по покойному Л.Н. Толстому, на которой присутствовало около 200 человек молящихся, преимущественно армян, и незначительная часть учащейся молодёжи. По окончании панихиды молящиеся разошлись, но чрез несколько минут в церковь начали прибывать студенты и курсистки. Армянское духовенство вторично совершило панихиду, к концу которой церковь уже не могла вместить всех молящихся, значительная часть которых стояла на паперти и во дворе при Армянской церкви. По окончании панихиды все находившиеся на паперти и на церковном дворе пропели «Вечная память»…»
Сметь Льва Николаевича была воспринята армянской интеллигенцией как тяжелая утрата не только для русского и армянского народов, но и для всего мира.
Великий писатель оказал огромной огромное влияние на творчество армянских писателей: под влиянием романа-эпопеи «Война и мир» были созданы такие произведения как «Царь Пап», «Армянская крепость» Стефана Зорьяна, «Вартананк» Дереника Демирчяна.
Творчество Толстого до сих пор любят и изучают многие поколения армян. В честь него в Ереване названа школа, во дворе которой установлен памятник писателю.