Дорогой друг!
Для меня честь и гордость представлять Фонд «Наследие и Прогресс», и я хотела бы поделиться этой радостью с Вами.
В самом центре Москвы у Никитских ворот, скрытый от суеты большого города, возле Храма Вознесения Господня стоит памятник. Высеченные из белого камня, припав к кресту, склонились в неразделимом объятии две женщины. На памятнике надпись: «Благословенна в веках дружба народов России и Армении». Такой же памятник высится в самом центре Еревана. Как символ. Как хранимая в сердцах, выбитая на скрижалях истории, единая ДНК двух народов. Из глубины веков звучит она в храме Ани певучей росписью русского умельца Флора, проступает в буквах армянского алфавита на саркофаге Ярослава Мудрого, озвучивает армянскими красками в стенах Новодевичьей церкви, молкнет в тиши Матенадарана, где хранятся тысячи богатейших монастырских рукописей, в страшном пятнадцатом спасенных Россией и возвращенных в Армению.
Говорят, существует историческая, фактическая и духовная Родина, и в воссоединении, в этом триединстве, в создании единого культурологического пространства, в его сохранении, переосмыслении и развитии и видит свою задачу наш молодой Фонд.
Наследие как общий геном, как двойная спираль ДНК памяти с петлями истории, как с новыми витками спирали. Бесконечная в своей незакольцованности. Она рассыпается в морщинах ветеранов войны, скручивается в натруженных мозолистых руках мира, кружит, смеется в каре-голубой радужке детства. Повторяя изгибы горного серпантина, ведет она к бархатным вершинам Бюраканских хребтов, где высоко над землей в горной обсерватории говорил со звездами, постигал космогонию далеких галактик гениальный философ и звездочет, академик Амбарцумян, и сегодня, спустя годы, летит над землей планета, открытая и названная его именем русскими астрофизиками. В разгар войны для фронта и тыла звучала, рожденная в эвакуации свободолюбивая «Гаянэ», и, сегодня взмывает в небо, как в великую музыку, российский лайнер с высеченным на борту именем « Хачатурян». Живописец Главного морского штаба Российской империи, Айвазовский, по сей день музейно гостеприимен в родной Феодосии. Напоенное в мастерских Серова и Коровина, от Красноярска до Таганрога слепит буйство красок Сарьяна. Один из лучших в Армении, Ереванский университет языков и социальных наук, носит имя великого Брюсова, раскрывшего миру национальный облик Армении. Тянется, вьется ДНК. … Работавший в приюте для армянских сирот, Сергей Городецкий, посвятивший другу Ованесу Туманяну «Ангела Армении». Ахматовские переводы Чаренца, антология армянской поэзии под редакцией Максима Горького…
Когда–то великая Ануш (так называл гениальную Анну Ахматову влюбленный в Армению Мандельштам) перевела с армянского стихи поэтессы Маркарян:
Родина и сын милее жизни
Юношам что делать без отчизны?
Родина мертва без сыновей
Как провидчески точно, ввинчивается, пронзая время, эта самая спираль памяти, из сердца в сердце, из прошлого в день сегодняшний.
И подхваченная, продолжается: «Зубы зрения крошатся и обламываются, когда смотришь на армянские церкви». Это Осип Мандельштам Егише Чаренцу. Но, по-моему, это он нам.
И потому сегодня, объединенный христианской миссией восстановления и помощи, исцеления и созидания, еще очень молодой, только совершающий свои первые шаги, наш Фонд начинает свой путь. Светлого Ангела ему в дорогу!
Чтобы на аллеях дружбы шелестела листва абрикосовых деревьев и русских берез, чтоб под их сомкнутыми ветвями над едиными учебниками склонялись головы студентов единых университетов, чтобы дерзкая молодая мысль двух народов спорила на научных платформах и симпозиумах, творила в сети компьютерных пространств и в тиши библиотек, чтобы накрывались общие столы - воспоминания о прошлом, чтобы у каре-голубоглазого детства было мирное будущее, и чтобы над восставшим из руин храмом в новом витке вечной спирали взмыла и полетела древняя молитва двух народов, единых в вере и неразделимых в судьбе …