Есть такое предание. Когда Господь однажды сотворил цветы, он дал каждому из них свое название и приказал его запомнить. Но не успел Он это произнести, как один из маленьких цветочков со слезами на глазах воскликнул:
«Прости меня, я забыл свое имя!». Тогда, ласково взглянув на него, Творец ответил: «Не забудь! Не забудь Меня!»
И еще одно предание. О том, как в старину в соке незабудки закаляли сталь. Для этого раскаленное докрасна лезвие погружали в этот сок и держали в нем до тех пор, пока оно не остывало. Такая сталь становилась до того твердой, что резала железо и точильный камень. Именно из нее создавались знаменитые дамасские и толедские клинки. Вот каков он, этот цветок. Нежный беззащитный скромный, но закаляющий. Незабудка. Символ геноцида армян…
«В только что полученном номере… напечатано простое, но теплое воззвание ярославской учительницы N, которая, обращая внимание русского общества на бедственное положение бежавших из Турции армян, жертвует из своих скудных средств 5 рублей. Все, кому привелось в последнее время посетить местности, прилегающие к турецкой границе, могли воочию убедиться, как велика нужда и как необходима помощь для этих жертв бесчеловечного турецкого режима… Сбившись в кучу, двигается толпа исхудалых, одетых в лохмотья армян. Попадаются все возрасты, начиная от грудного младенца и кончая старцами. Не слышно ни стонов, ни вздохов и воплей, ни одна рука не протягивается за подаянием. Да и что бы могли прибавить слова и жесты, чего и так не говорили эти впалые потухшие глаза, видевшие гибель всех и всего, что дорого человеческому сердцу» - «Русские ведомости» от 12 ноября 1896г
Действительно, стоны, вопли. Все излишне. Только факты. Вот лишь некоторые из них…
До первой мировой войны уничтожение армян шло в виде резни в районах, где они составляли большинство. Сасун, Стамбул, Ван, Адан, Алеппо, убийства по всей империи зимой 1895г, Килликийская резня. Но в феврале 1915 г идеолог младотурок Назим-бей заявляет: «Необходимо полностью истребить армянскую нацию». Расстрел – слишком медленный способ ликвидации. Пещера Шадади, длинная, вместительная – то, что нужно убийцам. Они приводили сюда армян и заталкивали их внутрь тысячами. Чем больше их оказывалось в пещере, тем дальше по проходу отступали первые. Затем охранники натаскали ко входу кустарники, подожгли и караулили всю ночь, расположившись лагерем. Утром вернулись в город. Но один уцелевший ребенок выжил, выбрался, пополз по телам через пепел костра и вышел.
24 апреля 1915 года турецкие власти арестовали шестьсот именитых армян, граждан Константинополя. Еще пять тысяч они согнали из армянских кварталов города. Тех, кого не убили сразу, собрали в колонны и погнали на юг. Вот строки одного из немногих свидетелей тех событий, американского консула в Харпуте, Лэсли Дэвиса. Это отчет, просто сухой отчет об одной из этих колонн, которая вышла их Харпута 1 июля 2015 г.
День первый. Три тысячи армян покидают Харпут. Охрана из семидесяти турецких жандармов –заптиев под командованием Фаик-бея.
День второй. Фаик-бей требует четыреста лир с колонны за обеспечение безопасности и исчезает.
День третий. Первые случаи похищения женщин и девочек. Открытое насилие со стороны заптиев.
День девятый. Всех лошадей отправили назад в Харпут.
День пятнадцатый. Уводят мужчин, вырезают, грабят колонну. Присоединяется другая колонна. Общее количество – 18 тысяч человек.
День сороковой. Восточный Евфрат. Окровавленные одежды на берегу реки. В воде трупы.
День с пятьдесят второго по пятьдесят девятый. Обнаженные, без пищи и воды, согнувшиеся от стыда женщины. Умирают от палящего солнца. Многие бросаются в колодцы. Жители арабских деревень дают из жалости кое-какую одежду.
День шестидесятый. Из 18 тысяч осталось триста человек.
День шестьдесят четвертый. Мужчин и больных сжигают заживо.
День семидесятый. 150 человек прибывают в Алеппо.
Сколько таких колонн было, сколько таких пещер…
Это потом будет Совместная декларация от 24 мая 1915 г. стран союзниц (Россия, Франция, Великобритания), в которой массовые убийства армян были признаны преступлением против человечности. Это потом термин «геноцид» получит кодификацию в международном праве и автор этого термина, юрист Рафаэль Лэмкин, сообразно своей памяти и совести, будет добиваться его признания в ООН. Это потом, по всем канонам человеческой цивилизации, его признают страны и республики, провинции и регионы.
История изгнания. От Цицернакаберда до Ераблура. От фотографий на фоне повешенных в белых одеждах армян в Константинополе до сегодняшней фотосессии на аллее с армянскими касками и черепами в Баку. История уничтожения, поругания. Но это и великая История возрождения. Сквозь камни и кровь, сквозь века и могилы. Как вечное преодоление тьмы и хаоса торжествующим ежедневным созидающим трудом и светлой мыслью. И высятся, как неразрешимые архитектурные загадки, армянские церкви (снаружи конус, внутри купол, снаружи острие, внутри свод). Вновь, как столетия назад, сквозь высокие окна лучи раннего солнца трогают старинные переплеты, где в святой вязи букв, густое, как кровь, совершенное слово Маштоца. Вновь в дне сегодняшнем бьется, стучит в висках музыка обезумевшего от горя Комитаса, и в кружевной вязи Гошаванкского хачкара, где выточен, выстрадан каждый дюйм, в гордиевом каменном лабиринте ведет и выводит посвященных та самая, единственная, найденная армянская нить.
Сегодня на Земле снова весна. И этой весной на почерневшей от горя и слез земле, на свежих могилах героев Арцаха, отдавших свои молодые ослепительные талантливые жизни за родину, вновь зацвели, заголубели незабудки. В их синеве сквозь поколения – ванские глаза мальчишки из соседнего подъезда, оставшиеся в живых осколки родного намоленного карабахского неба, и, как в соке скромного цветка из старинной легенды, так в крови и слезах вновь закаляется сталь несокрушимой веры и вечной памяти, а из желтой крошечной сердцевины вновь поднимается и заливает светом великую древнюю землю вечное солнце. И с неба будто слышится: «Не забудь Меня! Не забудь!»