21 января 2021 года в Большом зале Московской консерватории имени П.И. Чайковского состоялся Юбилейный концерт, посвящённый 100-летию со Дня рождения Арно Арутюновича Бабаджаняна, легендарного советского композитора XX века, народного артиста СССР, лауреата Сталинской и Государственных премий СССР, единственного советского композитора, удостоенного награды «Лучший композитор Мира» (Токио, 1974 г.). Концерт был организован Фондом памяти Арно Бабаджаняна и Фондом развития и поддержки русско-армянских гуманитарных инициатив «Наследие и Прогресс».
В условиях пандемии этот вечер стал незабываемым событием в культурной жизни столицы, открытием, откровением, встречей с неизвестным для многих классическим композитором и гениальным симфонистом. «Героическая баллада», за которую в 30 лет он был удостоен Сталинской премии, скрипичный и фортепианный концерты, струнные квартеты, сонаты, картины, каприччио, «Балетная сюита» в дар Плисецкой, Концерт для виолончели, посвящённый другу Ростроповичу, Армянская рапсодия, в которой проступала старинная армянская песнь «Ай, бахманчи»…
В своей музыке он делился жизнью, небом, теплом, горами, напевами дудука, открытой беззащитной душой, как протянутым на ладони, растрескавшимся гранатом. В ней страсть и воля, интеллект и инстинкт, глубина гения и смех ребёнка. Он раскачал колокол музыкальной Армении от Комитаса до наших дней, и тугими упругими волнами в этот холодный январский вечер согревала сердца его музыка. Казалось, сдвинулось время, ушли будни, исчез страх и вопреки маскам и расстояниям, под сводами великого зала торжествовала новая пандемия. Пандемия любви, в которой из вечного плато памяти росла экспонента таланта. Не подвластного вакцине времени.
Вспоминать можно только, когда забывают. Поминать только ушедшего. А он живёт. И ему, живущему сегодня среди нас посвящён фильм «И неба было мало, и земли…», созданный при поддержке кинокомпании «Партнер фильм», Фонда «Наследие и Прогресс» и Национального киноцентра Армении и Министерства культуры Армении. В этом фильме удивительно бережно, чуть касаясь, воссозданы самые трагические и счастливые мгновения его жизни, полные боли и радости, сомнений и побед. Пронизанный напоенный музыкой, встаёт перед нами образ этого человека — грустного, нежного, доброго, благородного, мечтательного, наделённого могучими страстями и волей, великим даром любви, Человека, вся жизнь которого вписана в удивительную координатную плоскость, где по горизонтали стелется его родная каменистая намоленная земля, а по великой небесной вертикали, отмерив первую сотню лет, летит его музыка… Туда наверх, навстречу падающим звёздам, загаданным синей полночью желаниям и, кто знает, может, как когда-то на земле, вновь что–то шепчет ему за спиной его Загорелый Ангел...
Роберт Рождественский написал стихи, посвящённые Бабаджаняну, где есть строки, которые и сейчас звучат, как завещание композитора: «Вы не верьте в мою немоту! Даже если я вдруг упаду. Даже если уйду, то не в землю уйду, Я не в землю, а в песню уйду. Будут яблони осень встречать, И посыпятся звёзды в траву. И пока на Земле будут песни звучать, в каждой песне я вновь оживу»…